[НАЗАД]

“МЫ НЕ СТОЛЬ БЕДНЫ, ЧТОБЫ ЭКОНОМИТЬ НА СЕРВИСЕ”, - хвастливо заявляют европейцы, торопясь на рейсы … “дешевых” авиакомпаний

В то время как крупные международные авиакомпании бьются в тисках кризиса и с тоской подумывают о вполне возможном банкротстве, перевозчики, предоставляющие услуги по сниженным ценам, нимало не кручинясь, с оптимизмом смотрят в будущее.

jetBlueСегодня в Европе наиболее успешно работают четыре компании, придерживающиеся концепции “дешевых” перевозок: ирландская Ryanair, английские EasyJet и Virgin Express , а также Buzz, принадлежащая голландской KLM.

Конечно, кто во что горазд. Хозяева элитных авиакомпаний выдрючиваются друг перед другом, ломая головы над тем, какую еще доселе невиданную сферу услуг предложить “дорогим” клиентам первого или бизнес-класса. Другие же, напрочь отрицая столь демонстративный снобизм, выдвигают нехитрую концепцию, которая и помогает им выживать: “Спартанские условия при низких ценах”. Первой по этой концепции в начале 70-х начала работать американская Southwest Airlines, глава которой Херб Келлехер и не сомневался, что по мере того, как все больше людей станут понимать преимущества “дешевых” компаний и услуги, ими предлагаемые, спрос на полеты через переполненные узловые аэропорты (хабы) неизбежно будет снижаться.

Стратегия “дешевых” перевозчиков проста как мычание. Прежде всего, надо держаться в стороне от мегаполисов, базироваться в более удаленных от центра аэропортах, таких, например, как брюссельский Южный Шарлеруа, расположенный в 48 км от города. Ведь для клиентов таких компаний потратить на дорогу до аэропорта, скажем, часа два, не представляет проблемы. К тому же здесь намного ниже сборы за аэронавигационное обслуживание и пользование аэропортами. Билеты продаются либо через интернет, либо заказываются по телефону.

Но главное – это сервис “по-спартански”, без затей, демонстративная простота обслуживания на борту, положенная в основу работы таких авиакомпаний, которая и позволяет им предлагать исключительно низкие тарифы. Цены настолько приемлемы, что складывается впечатление: эти “арахисовые” компании – так их полупрезрительно называют за аскетизм в сервисе, не выходящий за рамки пакетика с подсоленными орешками и стакана воды – больше конкурируют не с другими воздушными перевозчиками, а с автомобильным и железнодорожным транспортом.

И действительно, тариф на полет из Лондона в Париж составляет не более $15 (билет на международный автобус-экспресс обходится и то дороже).

Разумеется, пережить отсутствие на рейсах бортпитания, особенно горячих блюд, вполне можно, зато не тратится время на их загрузку на борт и разгрузку при приземлении. И уже спустя минут 20 самолет вновь готов к очередному вылету. Ну а во время часового рейса вполне можно удовлетворить аппетит теми же орешками или прихваченным с собой сэндвичем.

Пожалуй, самое примечательное, что в последнее время, особенно после событий 11 сентября, и многие деловые люди стали предпочитать по сниженным ценам, презрев столь излюбленный ими корпоративный бизнес-класс солидных авиакомпаний. А это говорит о многом.

Никому, понятно, не возбраняется искать, что подешевле при обеспечении, естественно, надлежащего уровня безопасности полетов, и потому хорошо зарекомендовавшие себя региональные компании принялись достаточно успешно соперничать с “дорогими” перевозчиками, зачастую выполняющих полеты по тем же самым маршрутам. Вначале те посматривали на “арахисовых” выскочек снисходительно, как на воздушных шаромыжников, убежденные в том, что уж им-то новоявленные “дешевки” конкуренции не составят. Однако их ждало жестокое разочарование. Успех новичков обернулся для авиакомпаний-гигантов ощутимыми убытками.

Мало того, заносчивые пришельцы без всякого пиетета отнеслись к заслуженным ветеранам воздушных трасс. Прекрасно сознавая, что весомая часть клиентуры, соблазнившись дешевизной, непременно перейдет к ним, они недвусмысленно заявили, что намерены положить конец эре компаний-монополистов, прочно застолбивших за собой европейский рынок.

Самым убедительным свидетельством происходящей в Европе либерализации на воздушном транспорте можно считать массированное наступление новых авиакомпаний, выполняющих полеты по сниженным тарифам. Особенно это характерно для рынка Великобритании, где наряду с Ryanair – самой крупной в Евопе “дешевой” компанией, до недавнего времени доминировали две английские – EasyJet и GoFly. Последнюю несколько лет назад образовала маститая British Airways, дабы не остаться в стороне от популярной тенденции на мировом авиатранспорте. В прошлом году Go была выкуплена американским исполнительным директором Барбарой Кассани, а совсем недавно своего конкурента – чтобы стать крупнейшим перевозчиком на этом рынке – за $545 млн приобрела ненасытная EasyJet, которая планирует поглотить и Deutsche BA – немецкую “дочку” British Airways.

Известный своими эпатажными выходками глава Virgin Atlantic Ричард Брэнсон, решив создать в Бельгии “дешевую” Virgin Express, поклялся, что его “дочка” будет перевозить пассажиров между основными европейскими городами не более чем за сотню долларов, что было почти вчетверо ниже существовавших тогда тарифов.

Эти новые перевозчики, не испытывая ни малейшего почтения к крупным солидным авиакомпаниям, основательно к тому же погрязших в затяжном кризисе, демонстрируют потрясающий, в том числе и за счет открытия новых маршрутов, рост перевозок – свыше 20% в год! Тогда как их престижные конкуренты в лучшем случае утешаются всего лишь 5-процентным ростом. За последний год авиакомпании, предоставляющие сервис “без излишеств”, отхватили изрядный кусок – около 25% - всех перевозок на трассах, ведущих из Великобритании в другие страны ЕС, тогда как годом раньше их доля не превышала 20%.

Не знает удержу в своих экспансионистских планах Ryanair, председатель совета директоров которой Майкл О’Лири, явно не страдая излишней скромностью, злорадно пообещал лет через десять превзойти по числу перевезенных пассажиров саму “Люфтганзу”. И, судя по стремительно выросшему обороту ирландской компании, - на 29% - и по смелой маркетинговой политике подобные претензии не кажутся фантастикой. Компании вполне реально выйти на уровень 20 миллионов.

Важным фактором, который дает возможность “дешевым” компаниям успешно функционировать, является то, что в их парках самолеты одного типа – это минимизирует расходы на их содержание. Самолеты обычно подержанные, однако последние закупки свидетельствуют о том, что перевозчики по низким тарифам начинают все больше предпочитать новые самолеты различной вместимости.

Сервис на борту “без особых излишеств” позволяет компании перевозить пассажиров, скажем из Италии в Германию за каких-то 25 евро, тогда как флаг-перевозчики требуют в качестве платы за комфорт до 500 евро. В этой связи можно вспомнить о беспрецедентной маркетинговой акции Ryanair. Поразив всех, ирландцы предложили клиентам 300 тыс. бесплатных билетов для полетов по внутренним маршрутам Европы. Желающим слетать “на халяву” надо было заплатить лишь 5 евро в качестве сбора и вылететь из трех аэропортов (Глазго, лондонский Стэнстед, Шарлеруа-Брюссель) в строго определенные сроки. И от желающих, которым было наплевать на тесноту и убогий сервис, не было отбоя. Но этот маркетинговый демарш – обескураженные конкуренты сочли, что это уже чересчур даже для “дешевых” компаний – послужил прекрасной рекламой, которая в немалой степени способствовала росту перевозок Ryanair на недостижимые для многих 30%.

Как видим, пассажиру есть из чего выбирать, а поскольку плата за престиж для многих чрезмерна, то все чаще граждане европейских стран отдают предпочтение авиаперевозчикам с сервисом “без затей”. Понятно, что респектабельные компании, крайне обеспокоенные нашествием наглых “авиануворишей”, обвиняют конкурентов в нечестной игре и беззастенчивом сманивании клиентуры. Однако в большинстве своем “дешевые” авиакомпании это не практикуют – просто они открыли для себя новые рынки и нашли своего пассажира, платежеспособность которого вполне соответствует предлагаемым тарифам.

…Лихорадка, вызванная завидными результатами “дешевых” перевозок, не обошла стороной и турфирмы, которые не без оснований стали опасаться, что этим авиакомпаниям вполне по силам расширить сеть своих маршрутов и вытеснить чартерных перевозчиков. Так, глава германского туристического гиганта TUI, входящего в крупнейший в Европе концерн Preussag, Михаэль Френцель объявил недавно, что его фирма намерена в ближайшее время создать собственную малобюджетную авиакомпанию, чтобы достойно конкурировать и с Ryanair, и с EasyJet, рассчитывая уже за первый год перевезти не менее 1,3 млн своих клиентов. Новая авиакомпания, получившая название Harad Lloyd Express, будет базироваться в аэропорту Кельн-Бонн и на первом этапе эксплуатировать восемь арендованных самолетов у авиакомпании Germania. Лиха беда начало!

Игорь Васильев



Hosted by uCoz