[НАЗАД]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПЕРВЫЕ ШАГИ

Николай Лях, первый заместитель председателя правления Международного союза авиапромышленности, действительный государственный советник РФ 1-го класса

Полгода назад в Российской Федерации был зарегистрирован Международный союз авиапромышленности (МСА), основной задачей которого является защита корпоративных интересов авиапрома.

Отраслевые промышленные союзы уже давно существуют во всех развитых странах мира, являясь одним из важнейших инструментов формирования и реализации промышленной политики. Теперь такой союз есть и в России, созданный по инициативе Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета при поддержке Правительства РФ. Его учредителями выступили ведущие в стране авиаструктуры - акционерные общества “ОКБ Сухого”, “Камов”, “Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина”, Холдинговая компания “Авиаприбор-Холдинг”, ФГУП “ГНЦ “Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов”, ФГУП “ГНЦ РФ “Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем”, Ассоциация “Союз авиационного двигателестроения”, ЗАО “Группа компаний “Каскол”.

Основная цель Союза - содействие развитию деловой активности в области авиации и авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказание правовой и методической помощи, защита интересов его членов во взаимоотношениях с органами государственной власти стран - членов СНГ и других регионов мира, а также в международных организациях, влияющих на деятельность в области авиации и авиастроения.

Сегодня уже можно говорить о первых шагах МСА. В союз вступили или заявили о своем вступлении более ста предприятий авиапрома, НИИ, учебных заведений, страховых компаний и банков, ассоциаций, фондов, работающих на территории России, Украины, Беларуси, Узбекистана, Грузии и других государств, заинтересованных в развитии авиакосмической отрасли.

16 декабря 2002 г. на заседании Координационного Совета работа МСА признана удовлетворительной. С докладом “О деятельности МСА за период с июля по декабрь 2002 г.” выступила президент Союза Татьяна Анодина. Совет утвердил основные направления деятельности МСА на период 2002-2005 гг. и программу по их реализации, в которых отражены вопросы взаимодействия с государственными органами власти, федеральными структурами и субъектами Федерации, реструктуризации авиационной промышленности СНГ, поддержания обороноспособности государства, соблюдения международных требований по экологии и охране окружающей среды, экономические и имущественные вопросы, сотрудничества с международными организациями в области авиации и т.д. В рамках этой программы предполагается участие МСА совместно с органами государственной власти в реализации федеральных законов, целевых программ, соответствующих указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, направленных на дальнейшее развитие авиации в нашей стране.

МСА инициирует подготовку и утверждение в законодательном порядке конкретных действий различных органов государственной власти по продвижению отечественной авиационной техники на мировой рынок, совместно с субъектами законодательной инициативы участвует в разработке и внесении на рассмотрение парламента соответствующих законопроектов, организует активную работу в Государственной Думе и Совете Федерации по защите статей госбюджета в интересах членов Союза.

По инициативе МСА, в составе Экспертного Совета по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при председателе Государственной Думы создана специализированная секция по законодательному обеспечению развития авиационной промышленности РФ, в состав которой вошли члены Координационного Совета МСА, ведущие специалисты в области авиапрома. Создан механизм, позволяющий доводить до законодательной ветви консолидированное мнение отрасли относительно путей ее развития и реструктуризации. В настоящее время уточняется план работы секции на 2003 г.

Установлены деловые контакты с созданной недавно межфракционной депутатской группой Государственной Думы “Авиация и космонавтика России”, в состав которой вошли 58 депутатов. Состоялись встречи с ее председателем Геннадием Райковым и его первым заместителем летчиком-космонавтом В.И.Севастьяновым.

Достигнута договоренность о том, что комитеты и комиссии Государственной Думы, Совета Федерации будут привлекать ведущих специалистов МСА и его членских организаций в состав рабочих групп, согласительных комиссий, к разработке законопроектов, вносимых в Государственную Думу, участию в национальных и международных мероприятиях по авиационной тематике. Многие специалисты в области авиации уже включены в составы экспертных советов при соответствующих комитетах Совета Федерации, Государственной Думы.

С учетом мнений учредителей Союза определен перечень из 18 основных законопроектов, работа по которым на ближайшее время считается наиболее важной для поддержки авиапрома России. Проведен ряд совещаний по выработке единой позиции авиапрома по проекту Федерального закона “Об основах технического регулирования в РФ” с участием Госстандарта РФ.

В рамках развития отношений с авиационными предприятиями, находящимися в странах СНГ, и в первую очередь с авиационным комплексом Украины, предпринят ряд шагов, в том числе:

Определенные шаги предприняты и в направлении установления связей с авиационным комплексом Белоруссии, в первую очередь с ее авиаремонтными заводами. По инициативе МСА на Международной научно-практической конференции “Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства”, прошедшей 8 декабря 2002 г. в Санкт-Петербурге под руководством председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Геннадия Селезнева, был рассмотрен вопрос “О перспективах сотрудничества МСА с предприятиями авиапрома Республики Беларусь”. В результате рассмотрения предложений МСА была поддержана инициатива о проведении переговоров с Минским, Оршским и Барановическим авиаремонтными заводами. Предложено для поддержки реального сектора экономики Союзного государства в 2003 г. рассмотреть и утвердить совместную российско-белорусскую программу “Модернизация Ту-134” и выделить средства на ее реализацию.

В декабре 2002 г. МСА стал членом Торгово-промышленной палаты РФ, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, прорабатывается вопрос о взаимодействии с Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) и другими объединениями. На постоянной основе проводятся семинары, посвященные актуальным вопросам действующего законодательства и непосредственно затрагивающие интересы авиационных предприятий. В них приняли участие более 70 представителей ведущих предприятий авиакосмической отрасли.

При МСА создан Межрегиональный авиационный совет с участием руководителей регионов, представителей федеральных органов власти, ведущих политиков и ученых, основной задачей которого является активизация работы по возрождению отечественной авиапромышленности, осуществление политики РФ в области авиации, определение круга важнейших проблем, стоящих перед российской авиационной промышленностью и требующих решения уже в ближайшей перспективе.

С целью формирования информационного пространства, способствующего поддержке членов МСА и авиационной промышленности в целом, в интернете создан и официально зарегистрирован сайт МСА http://www.iuai.ru.

Таковы основные результаты работы МСА за прошедший со дня его создания период. Несмотря на то что потенциальные возможности МСА достаточно велики, к решению многих проблем еще не удалось приступить в силу ряда причин. В связи с этим, по мнению учредителей и членов МСА, необходимо приложить немало усилий для реализации задач и решения вопросов, затрагивающих коренные интересы отечественного авиапрома.



Hosted by uCoz