ВВС РОССИИ: ИТОГИ ГОДА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
15 января с.г., в Москве, состоялась пресс-конференция Главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ, генерал-полковника Владимира Михайлова, посвященная подведению итогов 2002 г. и перспективам развития ВВС в 2003 г.
В своем докладе В. Михайлов подчеркнул, что ВВС сохранили уровень подготовки, достигнутый в предыдущем году, а в кое-каких вопросах даже продвинулись вперед. Несмотря на экономические трудности, было проведено около 400 различных мероприятий оперативной и боевой подготовки, 150 частей и подразделений подверглись различным организационно-штатным мероприятиям.
Основные усилия в боевой подготовке частей, соединений ВВС и ПВО были направлены на сохранение максимально высокого уровня боевой готовности полков. В течение года зенитные ракетные войска выполнили более 150 зачетных тактических задач, более 90% зенитных ракетных полков провели учения с боевой стрельбой, кроме того, дежурные зенитные ракетные дивизионы более 10 раз внезапно выводились на различные полигоны с выполнением боевой задачи. При этом все дежурные силы с поставленными задачами справились.
В радиотехнических войсках боевая подготовка проводилась совместно с зенитными ракетными и авиационными частями. Впервые за последние 10 лет на полигоне “Ашулук”, в Астраханской области, были проведены тактические учения с частями РТВ. Всего в течение года проведено около 300 различных учений радиотехнических частей и подразделений.
Во фронтовой авиации было проведено более 50 ЛТУ, в том числе более 50% полков истребительной авиации провели учения с боевой стрельбой по воздушным целям. Бомбардировочные и штурмовые полки выполнили более 300 боевых заданий. Дальняя авиация провела более 10 пусков “крылатых ракет” воздушного базирования.
Годовой налет экипажей в среднем составил: в истребительной авиации – более 25 ч, в штурмовой – около 30 ч, в бомбардировочной – более 20 ч, в Дальней – около 25 ч, в Военно-транспортной – более 50 ч.
В 2002 г., к большому сожалению, в ВВС произошло две катастрофы (Су-24 и Л-39), в которых погибли три человека, и четыре аварии самолетов Ан-12БК, Су-27, Л-39 в учебных полках Мичуринска и Тихорецка.
В рамках объединенной системы ПВО государств – членов СНГ в 2002 г. проведено около 30 различных мероприятий военного сотрудничества, направленных на укрепление обороноспособности этих стран. Велась активная работа по восстановлению национальных систем ПВО Армении, Таджикистана, Киргизии, а также совершенствованию систем ПВО Белоруссии и Казахстана. В этом году, в конце августа – начале сентября, пройдут совместные тактические учения “Боевое содружество-2003”, в которых примут участие страны СНГ.
Дальнейшее развитие Военно-воздушных сил будет осуществляться в строгом соответствии с принятыми военно-политическим руководством страны решениями в области военного строительства.
При этом основные усилия будут направлены на:
Продолжает оставаться высокой напряженность несения боевого дежурства по охране государственной границы страны в воздушном пространстве. Так, в течение года выявлено 45 нарушений использования воздушного пространства, около 10 случаев нарушения государственной границы страны АДА и воздушными шарами.
Дежурными по ПВО, силами и средствами ВВС обнаружено более 200 тыс. воздушных целей, из них более 100 тыс. иностранных, в том числе более 1000 боевых самолетов и более 300 самолетов-разведчиков. Для пресечения возможного вторжения воздушных судов сопредельных государств в воздушное пространство страны приводились в состояние готовности № 1: экипажи авиации – около 600 раз, подразделения ЗРВ – около 200 раз, РТВ – 2500 раз, около 10 раз поднимались в воздух дежурные экипажи.
Программа модернизации ВВТ продолжится до 2005 г. За это время должно быть усовершенствовано 20-25% авиатехники фронтовой авиации до уровня поколения “4+”. После этого в войска поступит перспективный самолет “ОКБ Сухого”, испытания которого будут закончены к 2004-2005 гг. Дальнейшее развитие фронтовой авиации связано с созданием перспективного авиационного комплекса ФА. В 2006-2007 гг. должен взлететь его опытный образец, а к 2010 г. предполагается завершить испытания и начать серийное производство.
В Дальней авиации идет разработка новых средств поражения, результаты действия которых обнадеживают. Будет продлен ресурс самолетов стратегической авиации.
В Военно-транспортной авиации продолжается модернизация самолетов Ан-124 до уровня Ан-124-100. Небольшую часть Ил-76 планируется оснастить новыми двигателями (ПС-90А). В ближайшее время ВВС получат несколько Ил-76МФ, необходимых для выполнения специальных задач по плану Президента и Министерства обороны. Самолеты Ан-22 дорабатывают свой ресурс и уходят.
Особое внимание мы обращаем на вопросы реализации новых принципов технического обслуживания и эксплуатации авиационной техники. В частности, эксплуатация перспективных авиационных комплексов будет проходить не по срокам (ресурсам), как это принято сейчас, а по реальному состоянию. Это позволит в несколько раз сократить эксплуатационные затраты.
Одной из основных задач остается модернизация существующего парка авиационной техники. По сути, это очередной шаг к созданию машины пятого поколения. Планер и двигатель наших самолетов не уступают зарубежным аналогам, но БРЭО требует замены на более современное. За счет объединения ВВС и ПВО образовался парк сверхштатных самолетов. Если провести его модернизацию и продать в другие страны, то российские ВВС без труда поднимут на крыло всю имеющуюся в наличие технику. В 2003 г. Военно-воздушные силы получат абсолютно новые самолеты поколения “4+”, на которых планируется провести испытания прицельно-навигационных комплексов, локаторов и другого оборудования.
По оценкам специалистов, самолеты и вертолеты следующего поколения по боевой эффективности будут в несколько раз превосходить авиационные комплексы сегодняшнего дня. По степени своего технического совершенства, по эффективности и универсальности боевого применения, выживаемости и эксплуатационной пригодности они будут не хуже, а по некоторым характеристикам – значительно лучше аналогов, создаваемых в других странах.
Практически все работы по совершенствованию технической оснащенности российской военной авиации проводятся с учетом возможности их дальнейшего предложения потенциальным иностранным заказчикам.