Новый
проект «Боинга»
Совет директоров компании «Боинг» 17 декабря принял решение начать сбор заказов авиакомпаний на поставку пассажирского авиалайнера следующего поколения 7Е7.
Если в первую половину следующего года «Боингу»
удастся собрать достаточное количество
твердых заказов, то самолет запустят в
серийное производство уже в 2004 г. По
утверждению президента и исполнительного
директора компании Гарри Стоунсайфера (Harry Stonesipher), новый проект «призван
изменить облик авиации». В случае успешной
реализации программы 7Е7 авиационная
промышленность США сможет вернуть себе
лидирующие позиции в мире в области
технологий и производства гражданских
самолетов, во многом утерянные за последнее
десятилетие.
В общих доходах «Боинга», которые в 2003 г.
составят порядка $49 млрд., доля отделения «Интегрированные
Оборонные Системы» составляет 54%, а «Боинг
– Гражданские Самолеты» - соответственно
46%. В военной авиации США, безусловно,
опережают страны старого света (Россия –
отдельная тема; скажем только, что
десятилетие, проведенное
авиастроительными фирмами нашей страны без
крупных госзаказов, принесло свои плоды).
ВВС США уже получают тяжелые истребители
превосходства в воздухе F-22A
«Рэптор» и активно продвигаются по
программе создания легкого истребителя F-35, тоже относящегося к пятому
поколению, тогда как в Европе истребители
четвертого поколения «Рафаль» и «Еврофайтер»
только начинают поступать в части. По
многим другим позициям у американских
комплексов либо нет европейских аналогов (например,
ударный вертолет «Команч», ЗРК «Пэтриот»,
самолеты дальнего радиолокационного
наблюдения и управления E-3
“Сентри”, стратегический военно-транспортный
самолет С-17 «Глоубмастер»), либо таковые
отстают на одно - два поколения.
В гражданской авиации ситуация иная. В
2003г. поставки новых авиалайнеров
вместимостью более 100 пассажирских мест и
их грузовых вариантов составят: «Боинг» - 285,
«Эрбас» - 300. «Боинг – Гражданские Самолеты»
не имеет продукта, на который у европейской
фирмы «Эрбас» не найдется конкурента. Так, в
сегменте рынка сверхбольших пассажирских
самолетов модель 747-400 (412 мест) теряет
позиции под давлением более современного А340-600
(380 мест) и новейшего А380 (555 мест), поставки
которого начнутся в 2006 г. Производство
знаменитого «слона», первый полет которого
состоялся еще в 1969 г., продолжается, но он
постепенно утрачивает позиции лидера в
своем классе.
Модели 777 и 767 в классе широкофюзеляжных
самолетов размерностью от 200 до 370
пассажирских кресел находятся в жесткой
конкуренции с семейством А330/А340. На рынке
авиалайнеров со «стандартным» фюзеляжем (один
проход между двумя рядами кресел, по три
кресла с каждой стороны в экономическом
классе), вместимость которых варьируется от
100 до 200 мест, семейство европейских
самолетов А318/А319/А320/А321 продается лучше
американского 737, а модель 757, серийное
производство которой началось в 1982 г.,
пришлось снять с производства осенью этого
года по причине недостаточного спроса (последние
машины соберут до конца 2004 г.).
Проект 7Е7 может изменить положение дел
на рынке гражданской авиатехники. Буква «Е»
в индексном обозначении несет четыре
смысловые нагрузки: «Efficiency»
(“эффективность”), «Environmentally
friendly» (“экологичный”),
«Exceptional» (“особенный”)
и «E-enabled»
(“использующий электронные технологии”).
«Боинг» впервые представил 7Е7
общественности в конце 2002 г. Тогда он
именовался Super
Efficient
Airplane («Супер
эффективный самолет»). Позднее, в июне с.г.,
самолет получил новое имя - Dreamliner
(«Дримлайнер»: в переводе с английского «Лайнер
мечты»). В планах «Боинга» он заменил
предыдущий проект Sonic
Cruiser («Соник
Крузер»), который «Боинг» тщетно предлагал
авиакомпаниям в течение двух лет. От
последнего 7Е7 унаследовал размерность (200-250
мест).
По утверждению топ-менеджеров «Боинга»,
высокие технологии, наработанные для «Соник
Крузера», будут использованы на «Дримлайнере»,
только теперь вместо обеспечения 20%-го
увеличения скорости крейсерского полета (до
числа Маха М=0,98) они будут использованы для
достижения 20%-ной экономии топлива (при
сохранении крейсерской скорости на отметке
М=0,84).
«Мы накопили необходимые технологии
для значительного сокращения расходов на
проектирование, оснастку и производство
нового самолета. Если мы сможем сделать
такой самолет, то получим мощное
превосходство в конкурентоспособности», -
заявил тогдашний руководитель «Боинга» Фил
Кондит (Phil
Condit).
Кондит покинул высшие посты в компании
после серии скандалов вокруг сделки с ВВС
США по ста заправщикам KC-767
стоимостью не менее $20 млрд. Хотя президент
Буш уже дал «добро» на приобретение КС-767,
продолжается расследование обстоятельств
увольнения в конце ноября с.г. двух
высокопоставленных менеджеров «Боинга» (главного
финансиста и старшего менеджера по заказам
ВВС).
«Создание 7Е7 обеспечит нашей компании
возможность сохранить лидирующие позиции в
гражданском авиастроении», - продолжает
тему президент и главный исполнительный
директор отделения «Боинг - Гражданские
Самолеты» Алан Малалли (Alan
Mulally).
Каким же видится новый самолет
инженерам и менеджерам из Сиэтла? Он
потребляет на 20% меньше топлива, чем
существующие модели сравнимой размерности
(767-300ER и А330-200),
а эксплуатационные расходы снижены не
менее чем на 10%. Его отличает:
- очень низкий
уровень шума и вредных выбросов в атмосферу,
существенно ниже рекомендованных
международной организацией гражданской
авиации ИКАО;
- самое широкое использование новейших
информационных и сетевых технологий:
-
активное взаимодействие с перспективной
системой управления воздушным движением
для высокоточного определения
местоположения самолета в режиме реального
времени,
-
обработка большого потока данных,
поступающих с систем своего самолета и
других летательных аппаратов, спутников и
наземных центров,
-
современная система оценки состояния
планера самолета и его систем.
Планируется установка радара для обзора
земной поверхности, который будет «сверяться»
с хранимой в памяти бортового компьютера
электронной картой местности. Это позволит
предотвратить так называемый управляемый
полет в землю, из-за которого произошло 23%
всех катастроф гражданских реактивных
авиалайнеров мира за прошедшие десять лет.
Особое внимание уделяется комфорту.
Пассажиры в полете смогут пользоваться
Интернетом практически без ограничений.
Улучшаются «атмосферные» условия в салоне.
Увеличение влажности становится возможным
благодаря замене конструкционных
материалов: вместо сплавов алюминия
используются композиты, не подверженные
коррозии. Снижается «кабинная высота»:
параметры атмосферы в пассажирском салоне
на крейсерском участке полета будут
соответствовать географической высоте в
шесть тысяч футов (1830 м) над уровнем моря
вместо восьми тысяч (2785 м) в серийных
самолетах. Размеры «окошек» увеличиваются
вдвое за счет «растяжения» вверх-вниз,
чтобы пассажиры могли «лучше
прочувствовать магию полета». Число «определяющих
линий» в салоне уменьшается в 2-3 раза, так,
чтобы интерьер стал менее строгим.
Серьезные изменения произойдут в
области конструкционных материалов. Доля
композитов в конструкции планера возрастет
с 12% для модели 777 до 50%, а алюминия снизится с
70% до 20%. Доля стальных сплавов сохранится на
уровне 10-11%, а титановых - возрастет с 10 до 15%.
Только 35% деталей планера планируется
выпускать на заводах «Боинга» в США, Канаде
и Австралии: остальное будут поставлять
фирмы-партнеры. Производство крыла и,
частично, фюзеляжа отдано японским
концернам «Фуджи», «Кавасаки» и «Мицубиши».
Их доля составляет 35%. Еще 26% разделили между
собой американская фирма «Воут» и
итальянская «Аления». Они делают фюзеляж и
хвостовое оперение. «Боингу» остались
предкрылки, закрылки, носовая часть
фюзеляжа да обтекатели. На окончательную
сборку серийного 7Е7 на заводе в г. Эверетт,
штат Вашингтон, отводится всего три дня.
Сейчас же на сборку 777 или 737 уходит
полмесяца. Для доставки панелей крыла из
Японии в США планируется использовать три
грузовых самолета 747-400F.
Они будут отличаться от серийных
увеличенными размерами фюзеляжа,
достаточными для перевозки центральной
части крыла размером 31х 4,5 м. В качестве
альтернативного варианта рассматривались
Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан».
«Боинг» намерен определиться с
двигателем не позднее лета 2004 г. Из 20% общего
снижения расхода топлива по сравнению с
предыдущей моделью 767-300ER,
двигатели должны обеспечить 8%; еще 8% придет
от лучшей аэродинамики и весового
совершенства конструкции, а остальные 4%
принесут «прочие факторы». В результате 7Е7
будет перевозить то же число пассажиров,
что и предшественник, но дальность полета
при одинаковом количестве залитого топлива
увеличится почти на две тысячи морских миль
(3700 км).
В тендере на силовую установку в классе
тяги 30 т участвуют «Роллс-Ройс» (с RB262
на основе технологий «Трент 900»,
разработанного для А380), «Дженерал Электрик»
(с GEN-X, переработанным GE90
c модели 777) и
«Пратт-энд-Уитни» (PW-EXX
на основе газогенератора двигателя F119,
созданного для истребителей пятого
поколения). В отличие от современных
двигателей, созданных для последних
вариантов 777 (GE90),
А340 («Трент 500») и А380 («Трент 900» и GP7000),
новые имеют повышенную степень
двухконтурности, с 7-9 до 10-12, а увеличение
давления в компрессоре высокого давления
составляет порядка 20 против 17 на GP7000
(на А380) и 11 для PW4000
(757).
Все предложения по двигателям
соответствуют новой концепции «Боинг»:
отбор воздуха от компрессора двигателей (для
систем антиобледенения и
кондиционирования) не производится. 7Е7
проектируется с большими запасами по
суммарной мощности электрических
генераторов, «чтобы все на самолете делать
при помощи электричества», - говорит Майк
Бэр (Mike
Bair),
старший вице-президент «Боинга»,
отвечающий за программу 7Е7.
В кабине летчиков устанавливаются пять
сверхбольших многофункциональных
индикаторов. По просьбе авиакомпаний,
кабина 7Е7 будет в максимально возможной
степени унифицирована с установленной на
модель 777.
Уже на этапе проектирования 7Е7 инженеры
«самым серьезным образом» относятся к
проблемам терроризма. «Мы принимаем во
внимание все, что нам известно о действиях
террористов при проектировании самолета», -
утверждает Бэр, но отказывается говорить о
конкретных решениях. В то же время, он
выразил сомнение в том, будут ли
эффективными предлагаемые в настоящее
время системы защиты гражданских самолетов
от переносных зенитных ракет. «Лучше [заранее]
позаботиться о том, чтобы эти люди вообще не
могли стрелять по гражданским самолетам”.
С таким мнением трудно не согласиться при
изучении обстоятельств уничтожения
американских военных вертолетов в Ираке.
Так, сбитому иракцами 2 ноября CH-47
«Чинук» не помогла установленная на нем
система подавления ALQ-156(V)
и выбрасыватель ловушек M-130,
как не помогли аналогичные системы «Блэк
Хокам» и «Кайовам».
Прототип 7E7
поднимется в воздух в 2007 г., а поставки
начнутся в 2008-м, если, конечно, совет
директоров «Боинга» даст разрешение на
начало производства самолета, как
ожидается, в течение следующего года. К
настоящему времени проект самолета прошел
этап формирования общей концепции. Сейчас
над 7Е7 трудятся более трех тысяч человек, из
них две тысячи занимаются проектированием.
Следующий этап, который завершится в начале
2005 г., нацелен на формирование уточненных
требований к самолету, его внешнего облика
и архитектуры систем. Затем начнется
рабочее проектирование. Оно займет до
одного года. Первые трудоемкие части для
самолетов, такие как крупногабаритные
титановые заготовки для стоек шасси, начнут
делаться в конце 2005 г. Скорее всего,
контракты на поставку этих деталей получит
российская компания ВСМПО, которая в
настоящее время покрывает 35% потребностей «Боинга»
в титане.
По словам Бэра, Конструкторский центр «Боинга»
в Москве выполнит часть проектных работ на
новой машине. «Мы рассчитываем на
московский центр в плане выполнения
значительного объема проектно-конструкторских
работ по программе 7Е7». Руководство «Боинга»
приняло такое решение после положительной
оценки вклада российских конструкторов в
улучшение базовой конструкции самолета 777 и
«оцифровки» бумажных чертежей более старых
моделей.
Первыми в производство поступят
базовая модель самолета с максимальным
весом 205 т и дальностью полета 14400 км с 210
пассажирами в кабине трех классов. Затем
появится вариант для коротких маршрутов,
оптимизированный на дальность 6500 км. У него
будет более легкое крыло меньшего размаха (за
счет законцовок), но такой же фюзеляж длиной
55,5 м, в котором за счет более плотной
установки кресел вместимость
увеличивается до 275-300. Удлиненный вариант
самолета на 250 мест в салоне трех классов
при дальности полета 15360 км появится в 2010 г.