В
1915 г. Боинг просит Весттервельта
спроектировать гидроплан,
строительство которого начинает на
корабельной верфи, которую по случаю
приобрел еще в 1910 г. Уже в июне 1916 г. он
самостоятельно испытывает первый свой
летающий корабль из серии B&W (по
инициалам компаньонов), получивший
название Bluebill, а второй - Mallard - поручает
поднять в небо профессионалу Гербу
Мантеру (Herb Munter). 125-сильный двигатель
Hall-Scott A5 позволял самолету летать с
крейсерской скоростью 109 км/ч на
дальность до 500 км.Созданный в двух
экземплярах, B&W по разным причинам не
заинтересовал военно-морское ведомство
Североамериканских Соединенных Штатов
и уже в 1919 г. оказался в Новой Зеландии,
где успешно эксплуатировался на
экспресс-доставке почты. |
Дальнейшие
творческие поиски приводят к созданию в
1916 г. первого коммерчески успешного
тренировочного гидроплана Model C. Если
предыдущая модель B&W несла в себе идеи
фирмы Martin, то Model C был полностью
собственной разработкой. Хотя первые
полеты выявили плохую маневренность,
недостатки быстро устранили, увеличив
площадь вертикального оперения. Военно-морские
силы закупили 53 самолета, сухопутные - 3.В
этом же году Вильям Боинг расширяет
производственную базу. Он покупает 99%
акций компании Pacific Aero Products Company, которую
в мае 1917 г. переименовывает в Boeing Airplane
Company. |
Развитие
темы гидроавиации привело к созданию B-1 -
первого коммерческого почтового
самолета компании. На этот гидроплан
ставились 200-сильный Hall-Scott L-6 или 400-сильный
Liberty, которые позволяли летающей лодке с
грузом, пилотом и двумя пассажирами
летать на расстояние до 650 км с
крейсерской скоростью 130 км/ч. Однако
самолет оказался очень дорог и большого
спроса на рынке не получил.
|
В
1927 г. на заводе Боинга строится Model 40A. На
самолет ставили 420-сильный двигатель Pratt
& Whitney воздушного охлаждения, который
был почти на 100 кг легче двигателей с
водяным охлаждением, применяемых
конкурентами. Самолет летал с
крейсерской скоростью 170 км/ч на
расстояние до 1050 км. По сути, это был
первый американский самолет, в котором
оборудовали пассажирский салон. Помимо
двух пассажиров и пилота самолет
перевозил 500 кг груза. Появление этого
летательного аппарата позволило Боингу
расширить бизнес, создав Boeing Air Transport (BAT),
предшественницу United Airlines.
|
Идея
перевозки пассажиров в комфортабельной
закрытой кабине нашла достойное
воплощение в следующих разработках. В
1928-м начинаются регулярные полеты
трехмоторного биплана Model 80,
рассчитанного на 12 пассажиров, а год
спустя - Model 80A, способного перевозить 18
человек. Особенностью этих самолетов
было то, что крылья были быстросъемными,
что позволяло убирать самолет в ангар во
время длительных перелетов. Размеры
фюзеляжа позволили оборудовать в нем
салон и закрытую пилотскую кабину, что,
однако вызвало жалобы пилотов,
привыкших непосредственно ощущать
набегающий поток воздуха. Пассажиры,
напротив, были довольны: кожаная обивка
кресел, персональные лампы освещения,
принудительная вентиляция, горячая и
холодная вода помогали скрасить
полетный досуг. Двигатели P&W Hornet
разгоняли самолет до 220 км/ч, однако
небольшой запас топлива не позволял
улететь далее 750 км от аэродрома. |
В
1930 г. выходит в свет принципиально новый
самолет Model 200 Monomail - цельнометаллический
моноплан с гладкой работающей обшивкой,
низкорасположенным свободнонесущим
крылом и убираемым шасси. Передовая для
своего времени аэродинамика обеспечила
самолету высокие летные характеристики,
однако из-за отсутствия винта
изменяемого шага и более мощного
двигателя достоинства конструкции все
же не раскрылись в полной мере. |
В
1931 г. начинается производство первого в
истории Boeing
бомбардировщика B-9. Основанный на
концепциях, заложенных в Monomail, В-9 имел
невиданную по тем временам скорость 300
км/ч и мог даже с пятью членами экипажа в
открытых кабинах уходить от
истребителей. Высокая скорость, 1800-километровый
дальность полета, бомбовая нагрузка в 1000
кг и оборонительное вооружение из двух
пулеметов делали B-9 одним из лучших
бомбардировщиков своего времени.
Рост скоростей
бомбардировщиков-монопланов заставил
отказаться от бипланной схемы при
разработке истребителей и привел к
созданию в 1932 г. самого скоростного на
тот момент истребителя P-26 Peashooter.
Цельнометаллический моноплан с
двигателем воздушного охлаждения, P-26
имел расчалочное крыло, которое, в
отличие от более распространенного в то
время подкосного, позволило облегчить
конструкцию и уменьшить лобовое
сопротивление. Превосходство в скорости
над бипланами более чем на 40 км/ч
обеспечило Боингу победу в тендере и
правительственный заказ на 136 машин. |
1933-й
год ознаменовался появлением Boeing 247 –
первого комфортабельного лайнера,
способного перевозить 10 пассажиров со
скоростью 260 км/ч. На нем был применен
автопилот, пневматическая
противообледенительная система, винт
изменяемого шага, убираемое шасси. За 20
часов с 7 промежуточными посадками он
долетал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
Самолет оказался долгожителем: многие
из 76 построенных Boeing 247 летали на
пассажирских трассах до 1960 г. |
В
1934 г. правительство США заказало тяжелый
бомбардировщик, получивший в 1935 г.
известное имя B-17 Flying Fortress («Летающая
крепость»). На самолете впервые была
достигнута дальность полета 3400 км с
крейсеркой скоростью 370 км/ч. B-17 стал
первым серийным бомбардировщиком Boeing с
закрытой пилотской кабиной и пятью
пулеметами калибра 12,7 мм,
установленными на экранированных
турелях и шкворнях. |
Не
оставалась в забвении и гидроавиация. В
1936 г. компания подписала контракт с Pan
American Airways на постройку шести Boeing 314 Clipper,
первый из которых совершил пробный
полет в мае 1938-го. Это был крупнейшая
перед второй мировой войной летающая
лодка, способная пересечь океан, и
обеспечивающая 40 пассажирам комфортные
условия в виде спальных мест, отдельных
туалетных комнат для мужчин и женщин,
салона для отдыха, ресторана и других
радостей жизни. Четыре 1500-сильных
двигателя Wright позволяли совершить
полет на 8400 км при крейсерской скорости
300 км/ч. |
Стремление
строить комфортабельные лайнеры,
привело к появлению в 1940 г. Boeing 307 Stratoliner,
при разработке которого был использован
опыт создания B-17. Stratoliner стал первым в
мире высотным пассажирским самолетом,
способным, благодаря герметичному
салону, на высоте около 7000 м обходить
атмосферные фронты. Широкий фюзеляж
обеспечивал все удобства для пяти
членов экипажа и 33 пассажиров. Столь
удачная конструкция привлекла внимание
миллиардера Говарда Хьюза (Howard Hughes),
который купил одну из 10 построенных
машин и переоборудовал ее в «летающий
пентхауз», оснастив спальней, двумя
ванными комнатами, гостиной, баром и
большой жилой комнатой. Впоследствии он
удачно пристроил самолет техасскому
нефтяному магнату, который до конца
жизни использовал его как загородную
резиденцию. |
В
1942 г. совершил первый полет B-29 Superfortress («Суперкрепость»)
– высотный дальний бомбардировщик с
герметичными кабинами экипажа. Большая
бомбовая нагрузка, огромная дальность
позволили самолету стать главной
ударной силой дальней авиации США
вплоть до 1960 г. В B-29 появилось много
новшеств, включая автоматический
бомбовый прицел с электронным
вычислителем и дистанционное
управление стрелковым оружием. Переднюю
и заднюю кабины экипажа соединял
герметичный туннель, проложенный над
бомбовым отсеком. Хвостовой стрелок
также размещался в отдельной
гермокабине, но мог добраться до
остальных членов команды только через
негерметичный отсек фюзеляжа. Для
улучшения взлетно-посадочных
характеристик высоконагруженное крыло
оснастили закрылками Фаулера. За все
время было изготовлено 3970 самолетов, их
производство было прекращено в 1946 г. С
одного из B-29, носившего собственное имя
Enolla Gay, была сброшена первая атомная
бомба на Хиросиму, с другого - Bockscar – на
Нагасаки. Экипаж «Суперкрепости»
составлял 10 человек, вооружение –
двенадцать 12,7-мм пулеметов, одна 20-мм
пушка и 9000 кг бомб. Четыре 2200-сильных
двигателя фирмы Wright переносили
смертоносную нагрузку за 9300 км с
крейсерской скоростью 450 км/ч. В СССР
копия самолета выпускалась под
обозначением Ту-4. |
Окончание
Второй мировой войны дало новый импульс
развитию гражданской авиации. Уже в
ноябре 1945 г. компания Pan American заказывает
фирме 20 новых самолетов. Boeing 377 Stratocruiser,
созданные с использованием агрегатов
бомбардировщика B-50, начали летать с июля
1947-го. В этой модели воплотились все
новые послевоенные представления о
комфорте: со вкусом отделанный широкий
салон, инкру стированные
золотом туалетные комнаты, винтовые
лестницы для доступа на нижнюю палубу с
рестораном, где от 50 до 100 пассажиров
обедали в обстановке ужасающей роскоши.
В начале 60-х годов интересы космической
промышленности США потребовали
увеличения диаметра фюзеляжа для
перевозки ракетных секций. Девять
самолетов были переделаны. Первый из них
получил прозвище «Беременная Гуппи»,
пять следующих, с еще более широким
корпусом «Супер Гуппи», а три поменьше «Мини
Гуппи». Так один из элегантнейших
лайнеров превратился в «гадкого утенка».
Четыре 3500 сильных P&W R-4360 Wasp Major стали
последними поршневыми двигателями,
установленными на самолет компании Boeing.
Их максимальная тяга разгоняла
летательный аппарат до 600 км/ч и
ограничивала летную дальность 7400 км. |
Дальнейшее
развитие тяжелой бомбардировочной
авиации пошло по пути применения
турбореактивных двигателей. В
первоначальном виде модель Х-52 -
прототип самого мощного и тяжелого в
мире бомбардировщика B-52 Stratofortress, имела
прямое крыло и шесть поршневых
двигателей. Однако в 1948 г. компоновка
самолета претерпела радикальные
изменения. Крылу придали стреловидность,
число силовых установок увеличили до
восьми, но это уже были турбореактивные
двигатели. Они разгоняли 220-тонную
махину до 1050 км/ч и превращали самолет в
стратегический, т.к. дальность полета
без дозаправки достигла 16000 км. B-52
использовался и как оперативно-тактический
бомбардировщик, что позволяло брать на
борт максимальную бомбовую нагрузку, и
как стратегический, с максимальным
запасом топлива. Самой современной
версией бомбардировщика является B-52H с
экипажем из пяти человек и вооружением,
включающим бомбовое вооружение, , 20
крылатых ракет SRAM или ALCM и размещенную в
хвостовой части 20-мм пушку с
радиолокационным наведением. |
В
1954 г. совершил первый полет Model 367-80,
прототип пассажирского Boeing-707 и
летающего танкера KС-135, родоначальника
семейства гражданских и военных
самолетов «700-го» семейства. Вложив в эту
разработку почти 2/3 прибыли компании за
все послевоенные годы, Boeing пошла на
огромный риск, поскольку к моменту
завершения работ над этим самолетом не
было размещено ни одного заказа на него
ни от военного ведомства, ни от
авиакомпаний. Первоначально
проектировавшийся как военный
топливозаправщик, «367-80» не имел сидений,
в фюзеляже было несколько иллюминаторов
и два больших грузовых люка. Однако
премьера прошла успешно, и уже спустя
неделю военные разместили заказ на 29
военных топливозаправщиков KC-135. Всего
было изготовлено 820 воздушных танкеров,
из которых 732 использовались по прямому
назначению, а 88 были переоборудованы под
требования военного ведомства и
применялись в качестве транспортных
машин, самолетов ДРЛО, воздушных
командных пунктов и спецсамолетов для
перевозки важных государственных
персон. Последняя модификация KC-135R,
летающая до сих пор, оснащается более
мощными и экономичными двигателями P&W
J57, а в конструкции крыла применены более
прочные алюминиевые сплавы.
В
1957 г. вышел на регулярные пассажирские
линии гражданский вариант
- Boeing-707, внешне отличающийся от «прародителя»
«367-80» и «старшего брата» KC-135
выступающей антенной на законцовке
вертикального оперения. По просьбе
авиакомпаний диаметр фюзеляжа
увеличили на 100 мм, и самолет вступил в
конкурентную борьбу со своим главным
соперником DC-8. Хотя внешне они были
похожи, большая стреловидность крыла «707-го»
позволяла летать на 30 км/ч быстрее. Кроме
того, Boeing шел навстречу авиакомпаниям, и
по требованию заказчиков дорабатывал
свой среднемагистральный вариант до
дальнемагистральной версии или
устанавливал более мощные двигатели для
полетов в высокогорных условиях.
Несмотря на более высокую стоимость
самолета, гибкая политика компании
привела к тому, что Boeing-707 постепенно
отвоевала часть рынка у DC-8, а общее число
проданных самолетов достигло 1580.
|
В
декабре 1963 г. поступает в коммерческую
эксплуатацию новый Boeing-727 - трехвигательный
турбореактивный самолет для
региональных линий с небольшими
аэродромами и короткими ВПП. Это был
первый самолет, который прошел полный
цикл статических испытаний, на нем
впервые были применены трехщелевые
закрылки и ВСУ, позволяющая запускать
двигатели без громоздких наземных
пусковых агрегатов, отсутствующих на
провинциальных аэродромах. Вначале
рынок воспринял появление «727-го»
скептически: модель «727-100», рассчитанная
на 131 пассажира, продавалась вяло. Однако
появление новой модификации «727-200» на 189
человек уже было встречено «на ура» и
общее число продаж достигло 1832. |
В
1967 Boeing выпустил на рынок 737-ю модель,
которая сразу вступила в конкурентную
борьбу с американским DC-9 и английским
BAC-111. Для сокращения производственного
цикла и ускоренной сертификации за
основу была взята верхняя часть
фюзеляжа B-707, использованы загрузочные
багажные тележки B-727. Шесть кресел в ряду
позволили выиграть в
пассажировместимости у DC-9, имевшего в
ряду пять кресел, а размещение
двигателей под крылом снизило уровни
шума и вибраций в салоне, а также
облегчило доступ к силовым установкам
при сервисном обслуживании на небольших
аэродромах. Благодаря автоматизации
управления полетом из состава экипажа
была исключена должность бортинженера,
и с тех пор два пилота стали стандартом,
на который ориентируются другие
авиапроизводители. Ни один из ранее
производившихся в мире самолетов не
имел такого количества модификаций:
B-737-100, -200, -300, -400, -500, -600, -700, -800, -900, не
считая созданных совместно с General Electric
бизнес-версий BBJ на базе B-737-700, и BBJ-2 на
базе B-737-800. |
В
феврале 1969 г. на рулежных дорожках
аэропортов появился Boeing-747, самый
длинный гражданский самолет в мире.
Необычно было то, что данный проект был
воплощен в жизнь всего лишь за 16 месяцев.
B-747 был разработан в трех вариантах –
пассажирском, грузовом и смешанном.
Причем в грузовой и смешанной
модификациях погрузка контейнеров
осуществлялась через откидывающуюся
носовую часть фюзеляжа. В самолете
поражали размеры: длина - 69 м, высота до
верхней точки вертикального оперения - с
шестиэтажный дом. В грузовой
модификации 3400 единиц багажа
выгружались за 7 минут. Самолет
выпускался в четырех модификациях B-747-100,
-200, -300 и -400, число пассажиров в которых
варьировалось от 374 до 490 чел. Последняя
модификация Boeing-747ER (Extended Range), запущенная
в производство в 2000 г., выпускается как в
пассажирском, так и в грузовом варианте.
Самолет обладает дальностью 14200 км,
имеет усиленные крыло, фюзеляж и шасси,
оснащается съемными дополнительными
топливными баками в переднем грузовом
отсеке. |
В
1978 г. начинается освоение производства
двух новых моделей: Boeing-757 с одним
проходом между креслами и Boeing-767 с двумя
проходами. Применение широкофюзеляжной
двухдвигательной компоновки было
продиктовано стремлением сделать
самолеты более экономичными, а снижение
производственных затрат нашло
отражение в унификации их отдельных
элементов. Так
оборудование пилотских кабин было почти
одинаковым, а пилот, получавший
сертификат на управление одним типом,
мог управлять и другим. Если
первоначально самолеты
позиционировались как
среднемагистральные с дальностью
полета до 5200 км у B-757 и до 6200 км у B-767, то со
временем 767-й перешел в нишу
дальнемагистральных и в версии B-767-400ER
мог перевозить 304 пассажира на
расстояние 12500 км, потеснив на некоторых
трансконтинентальных маршрутах более
дорогой в эксплуатации Boeing-747. |
В
1995 г. после почти десятилетнего перерыва
происходит очередное обновление
линейки лайнеров - появляется Boeing-777.
Этот самолет - первый летательный
аппарат гражданской авиации, полностью
спроектированный при помощи трехмерной
компьютерной графики. На компьютере
прошла и первая его сборка, значительно
сократившая затраты на постройку
прототипа. B-777 - самый широкий в самолет
своем классе. Передовые инженерные
решения нашли применение в конструкции
крыла, дизайне кабины экипажа, средствах
комфорта для пассажиров и вариантах
трансформации салона. Это позволило
увеличить загрузку самолета и дальность
полета. В настоящее время самолет
выпускается в пяти модификациях:
Boeing-777-200, -200ER (Extended Range), -200LR (Longer Range), -300 и
-300ER. Boeing-777-200 может перевозить 305
пассажиров на 8400 км; B-777-300 - 368 пассажиров
на 9600 км, а запущенные в производство в
феврале 2000 г. Boeing-777-200LR и -300ER летают
соответственно на 14200 и 11500 км. |
В
августе 1997 г. Boeing присоединяет извечного
конкурента McDonnell Douglas Corp. и, получив права
на все его разработки, в 1998-м меняет
название опытной машины теперь уже
своего отделения с MD-95 на Boeing 717-200. Это
двухдвигательный 100-местный самолет для
коротких (до 2600 км) рейсов на линиях с
высокой интенсивностью эксплуатации. Он
обладает низкими эксплуатационными
затратами, пониженным уровнем шума и
эмиссии при сохранении уровня комфорта,
соответствующего большим
трансконтинентальным лайнерам. Boeing 717 -
первый самолет, одновременно получивший
американский сертификат летной
годности FAA и европейский JAA. На
ближайшие 20 лет рынок 717-х оценивается в
3000 машин. |