GIFAS:
КУРС НА ИНТЕГРАЦИЮ С РОССИЕЙ
Ассоциация
аэрокосмической индустрии Франции (GIFAS)
была создана в 1908 г. В нее входят 215 компаний
– от крупнейших производителей до малых
предприятий, специализирующихся на научных
и опытно-конструкторских разработках,
производстве, коммерческой реализации и
обслуживании разнообразных авиационных и
космических программ и техники.
«Французская аэрокосмическая индустрия,
несмотря на переживаемый кризис,
вследствие чего прибыль в 2003 г. значительно
упала (до 24,6 млрд евро), а заказы снизились
до 25,4 мрлд евро, имеет все основания
гордиться своими достижениями, - отмечал
накануне открытия 45-го салона в Ле Бурже
президент GIFAS,
президент- генеральный директор
Европейского аэрокосмического и
оборонного концерна Филипп Камю. – После продолжавшегося
восьмилетнего подъема портфель полученных
заказов вполне достаточен для того, чтобы
обеспечить занятость в промышленности в
течение последующих четырех лет».
При этом французская аэрокосмическая
индустрия, по мнению Филиппа Камю,
развивается динамично, инновационно и
конкурентоспособно, обладая
высококвалифицированной рабочей силой.
Промышленность использует наиболее
продвинутые технологии, что позволяет
расширять сферы влияния на мировых рынках,
предлагая выдающиеся продукты,
произведенные либо французскими
компаниями, либо в кооперации с
европейскими партнерами. Иными словами,
французская промышленность вполне
способна сопротивляться продолжающемуся
кризису, усиливать свои лидирующие позиции
в Европе и играть видную роль на мировой
арене.
«Для того чтобы укреплять свое положение
и быть готовой к будущему, индустрия
вкладывает огромные ресурсы в научные
исследования и разработки, до 14% от
получаемой прибыли. Но это дает возможность
проектировать и развивать уже сегодня то
оборудование, которое мы будем предлагать
на мировом рынке в течение 10-15 лет. Такая
политика себя полностью оправдывает, и все
прошлые и нынешние коммерческие успехи
доказывают нашу правоту», - заметил г-н Камю.
Играя стратегическую роль в экономике
Франции и сделав основной вклад в развитие
аэрокосмической индустрии и военной
области, Франция застолбила за собой
ведущие позиции на глобальном рынке.
Сегодня она – мировой лидер в производстве
коммерческих самолетов с числом мест 100 и
более, а также в производстве вертолетов.
Это составляет 50-процентную долю на рынке
магистральных реактивных самолетов,
военной авиации, оружейных систем и ракет, а
также двигателей для самолетов и
вертолетов, всех видов бортового
радиоэлектронного оборудования.
В космическом секторе, несмотря на
тяжелый кризис, Франция по-прежнему
контролирует важную долю на рынке запусков
коммерческих спутников и их производства. И
фактически 72% прибыли извлекается из
экспорта, что является доказательством
успеха и превосходства продукции
предприятий, входящих в GIFAS.
В сентябре 2002 г. GIFAS совместно с Росавиакосмосом
провела в Москве и Нижнем Новгороде
авиационный семинар. Цель этого
представительного форума – упрочить
партнерские отношения между российскими и
французскими предприятиями к взаимной
выгоде обеих стран.
Французская авиационная и космическая
промышленность в настоящее время занимает
второе место в мире – на ее долю приходится
до 30% всей деятельности в этой области в
Европе и более 80% оборота в экспорте.
Франция ведет активную политику
коммерческого присутствия во всем мире. Она
добилась превосходства в сфере высоких
технологий и не оставляет без внимания
пожелания своих клиентов.
В ходе этого семинара французская сторона
неоднократно подчеркивала, что инженеры и
конструкторы хотели бы воспользоваться
этой встречей, чтобы наладить программы
технического, производственного и
коммерческого сотрудничества с
российскими коллегами. Французские
промышленники поддерживают идею обмена
технологиями и намерены поделиться своими
знаниями и опытом, участвуя в совместных
программах в качестве равноправных
партнеров.
В настоящее время EADS, владея 100% компании Eurocopter, лидирует по производству
вертолетов в мире, а также на рынке ракет-носителей
для коммерческих запусков (Ariane),
занимает второе место в производстве
гражданских самолетов (EADS – основной акционер Airbus с 80% акционерного капитала) и в
производстве управляемых ракетных систем (MBDA).
Кроме того, концерн занимает третье место в
мире по производству спутников (совместно
со своим филиалом Astrium)
и четвертое место – в производстве военных
самолетов, владея 46% программы Eurofighter
и 46% фирмы Dassault
Aviation.
Отделение «Военно-транспортные самолеты»
(МТА) занимает ведущую позицию в мире по
продаже самолетов легкого и среднего
тоннажа. EADS
отвечает также за разработку нового
стратегического и тактического
транспортного самолета А400М.
Подразделения концерна работают также в
области оборонной электроники (С3I.
ISR,
беспилотные самолеты, радары и т.п.),
безопасной телекоммуникации и
обслуживания.
В июле 2001 г. в Москве было подписано
соглашение о долгосрочном стратегическом
партнерстве между EADS
и Росавиакосмосом. По большому счету речь
шла о вовлечении России в европейские
авиационные и космические программы, о
предоставлении нескольких десятков
рабочих мест для российских
высококвалифицированных специалистов, об
использовании лучших российских
достижений на коммерческих рынках Европы и
всего мира. При этом в течение 10 лет оборот
от инвестиций в нашу авиакосмическую
промышленность должен составить 2,1 млрд
евро.
Подписывая этот основополагающий
контракт, президент EADS
Филипп Камю сделал, помнится, весьма
многообещающее заявление. России, по его
словам, уже давно пора интегрироваться в
европейскую авиакосмическую
промышленность. Пришло время как Европе,
так и России, объединив накопленный опыт,
еще успешнее продвигать свою продукцию на
мировом рынке. Ведь европейским партнерам
удалось, казалось бы, невозможное –
завоевать мировой рынок, оттеснив при этом
американцев – лишь объединив усилия и
открыв свои рынки друг для друга. Вся
история западноевропейской
авиастроительной кооперации убедительно
свидетельствует о разумности такого
подхода. Разумеется, руководителей
концерна вдохновил очень яркий пример
создания Airbus,
благодаря чему удалось развернуть
производство высокотехнологичных
гражданских самолетов.
Особо подчеркивалось, что европейцы
предлагают российским производителям
присоединиться к программам, которые либо
уже успешно претворены в жизнь, либо
готовятся к реализации в ближайшем будущем.
Ну а интегрироваться в текущие программы EADS
российский авиапром мог бы прежде всего
путем получения конкретных
производственных заказов, недостатка в
которых, как заверил Филипп Камю,
российские партнеры испытывать не будут.
Забегая немного вперед, заметим, что
обещание это сегодня стало реальностью.
Не случайно руководители EADS не раз подчеркивали, что
расширение сотрудничества с российской
авиакосмической индустрией является
неотъемлемой частью стратегии концерна.
Реализация комплексной программы
предусматривает, в частности, участие
российских предприятий в программах Airbus и охватывает все основные этапы
создания самолетов – от исследований и
поставки материалов до производства
отдельных компонентов и узлов на
российских предприятиях.
Одним из плановых мероприятий,
предусмотренных этой долгосрочной
стратегической программой, стал инженерный
центр ECAR в
Москве, образованный Airbus
совместно с Группой компаний «Каскол». А в
самом конце 2003 г. был подписан контракт с
НАЗ «Сокол» о производстве частей к
самолетам семейства А320 в России:
механическая обработка элементов частей
планера будет производиться на авиазаводе
корпорации «Иркут» в Иркутске с
последующей сборкой на «Соколе» в Нижнем
Новгороде. Вполне реально участие
российских предприятий в строительстве А380.
Так, в ECAR
начались работы по дизайну и внутреннему
оборудованию пилотской кабины, а также
пассажирского салона. Что же касается
грузового варианта А380F,
то наши предприятия примут участие не
только в конструкторских работах, но и в
производственном процессе.
За последние почти 60 лет Dassault
Aviation
поставила заказчикам в более чем 70 странах
около 7500 военных и гражданских самолетов (57%
продукции идет на экспорт). Это позволило
фирме накопить огромный опыт в
проектировании, производстве и
обслуживании всех типов самолетов.
Эта фирма обладает солидной репутацией в
области архитектуры сложных авиационных
систем. Успех объясняется целым рядом
факторов, среди которых опыт
в новейших технологиях, глубокое понимание
технических, эксплуатационных и финансовых
потребностей клиентов, системный подход
для обеспечения заданных характеристик и
стоимости.
Большой популярностью пользуются
самолеты делового класса Falcon,
которых продано уже более 1700 машин. Среди
них - модели «50EX», «900EX»
и «2000», завоевавшие прочное место на
мировом рынке.
Однако Dassault
куда более известна своими военными
самолетами. Достаточно назвать Rafale
– легкий многоцелевой двухдвигательный
истребитель последнего поколения или
высокоэффективный боевой самолет Mirage,
находящийся на вооружении ВВС многих стран
мира. Последняя его модификация Mirage
2000-5/9 – наследник знаменитого Mirage
III.
Специалистам о многом скажет и Alpha
Jet –
учебно-тренировочный и легкий ударный
самолет, который производится совместно с
Германией. Его новая версия Alpha
Jet
ATS
оснащена самым современным приборным
оборудованием, как и на Rafale.
Закономерно, что опыт создания и
производства боевых самолетов в сочетании
с новейшими технологиями, непосредственно
заимствованными из военного и космического
секторов, сделал административный самолет Falcon
сплавом высоких характеристик, надежности
и безопасности. Уже одно то, что ни один
другой производитель деловых самолетов не
разрабатывает одновременно сверхзвуковые
истребители и не использует в таких объемах
наиболее современные технологические
процессы обработки металлов и композитов,
является большим плюсом.
Все самолеты изготавливаются на заводах Dassault.
Фирма полностью контролирует процесс
производства и отделки, передавая
заказчику уже готовую к вылету машину с
подготовленным экипажем и наземным
персоналом клиента.
На 2006 г. запланирован первый полет модели Falcon
FNX.
Сохранив все традиционные качества этого
делового самолета, новая версия станет
первым в мире самолетом административного
класса с электродистанционной системой
управления, разработанной на базе систем
управления истребителей Dassault.
Группа Eurocopter была создана в 1992 г., когда
вертолетное подразделение Aerospatiale-Matra
(Франция) и Daimler
Chrysler (Германия)
объединились. Сегодня этой группой
полностью владеет концерн EADS.
В настоящее время компания является
признанным лидером по производству и
экспорту гражданских вертолетов. Владея 30%
мирового рынка, Eurocopter
более 9000 вертолетов поставил двум тысячам
заказчикам в 133 странах.
Во всем мире известны и пользуются
заслуженной популярностью легкие
однодвигательные вертолеты (EC120B
Colibri, Ecureuil/Fennes),
легкие двухмоторные машины Ecureuil/Fennes
Bi, B0105,
EC135/635, BK117,
средние двухдвигательные вертолеты (Dauphin/Partner
и EC155),
модели грузоподъемностью 9-11 т (Super
Puma/Cougar) и военный вертолет Tiger.
Стратегия Eurocopter
на рынках России и СНГ предусматривает
долгосрочную кооперацию и совместную
разработку в рамках организуемых СП.
Примером такой кооперации можно считать
завершающуюся программу создания
многоцелевого 32-местного вертолета Ми-38,
осуществляемого СП «Евромиль».
SNECMA
SA – крупнейший международный
авиационно-космический корцерн,
специализирующийся в области двигательных
установок и оборудования. В числе его
клиентов -Airbus,
Arianspace, Boeing,
Dassault
Aviation, Eurocopter;
более 1700 авиакомпаний, фирм-операторов
вертолетов, ВВС.
Среди мировых производителей двигателей SNECMA
отличается тем, что владеет, пожалуй, самым
широким спектром технологий, включая
двигатели для гражданских самолетов,
боевых, учебных и военно-транспортных
самолетов, вертолетов, ракет, беспилотных
аппаратов, спутников и ракет-носителей с
силой тяги от 8 г до более чем 650 т. Помимо
этого концерн обеспечивает своим клиентам
во всем мире круглосуточное техническое и
ремонтное обслуживание.
В области гражданской авиации SNECMA
Moteurs
– ведущий мировой производитель
авиационных и космических двигателей –
разрабатывает, производит и реализует на
базе своего филиала CFM International (совместное владение 50/50 с General
Electric)
семейство турбореактивных двигателей CFM56.
Эти самые продаваемые в мире двигатели
установлены на различных моделях самолетов
Airbus и Boeing.
SNECMA
Moteurs –
основной партнер General
Electric в
работе над двигателем GE90,
которым оснащен Boeing
777.
В области военной авиации двигатель М53 из
семейства Atar
установлен на всех истребителях Mirages
2000, а М88 – на всех модификациях боевого
самолета Rafale.
Всего же фирма оснащает более 20 типов
боевых, учебных и военно-транспортных
самолетов в вооруженных силах 41 страны.
В апреле прошлого года подписанием в
Париже меморандума о намерениях ЗАО «Гражданские
самолеты Сухого», SNECMA
Moteurs и
НПО «Сатурн» стали партнерами,
разделяющими риск по созданию
перспективного российского регионального
самолета RRJ.
Одновременно SNECMA
Moteurs и «Сатурн»
подписали соглашение о равноправном
партнерстве по созданию
турбовентиляторного двигателя SM146
для самолетов регионального и делового
класса. Примечательно, что этот двигатель
изначально будет разрабатываться и
строиться в полном соответствии с
требованиями Единой европейской
авиационной администрации (JAA),
Федеральной авиационной администрации США
(FAA) и
российского Авиарегистра МАК. Другими
словами, отечественные и мировые стандарты
будут полностью унифицированы и не
возникнет проблем с сертификацией RRJ,
который будет ориентирован на западный
рынок.
Компания Turbomeca,
входящая в концерн SNECMA,
является одним из мировых лидеров в области
разработки и продаж вертолетных газовых
турбин малой и средней мощности. Фирма
производит турбины для самолетов и ракет, а
также турбины для морского и наземного
применения. За 60 лет своего существования Turbomeca
выпустила 48 тыс. турбин, общее время работы
которых составило 70 млн часов. В настоящее
время в 2000 компаний 140 стран работают 18 тыс.
турбин Turbomeca.
Эта фирма – лидер рынка вертолетных
турбин, которыми оборудованы вертолеты Eurocopter,
Sikorsky, Agusta
и др. В области самолетных турбин программа Adour
разрабатывается совместно с Rolls-Royce,
а турбовентиляторный двигатель Larzac
– совместно со SNECMA.
Компания SAFT
производит никель-кадмиевые авиационные
батареи, батареи для вспомогательных
силовых установок (ВСУ), аварийные силовые
установки, аварийное освещение самолетов,
электроснабжение буев и навигационных
средств, сопутствующие электронные системы,
зарядные устройства, специальные батареи
для спутников, ракет и т.д.
Любопытно, что SAFT была первой западной компанией,
получившей официальную сертификацию
соответствующих авиационных ведомств СНГ.
Заключены контракты на комплексные
поставки со всеми ведущими
авиастроительными предприятиями – «Ильюшин»,
«Миль», «Яковлев», «Туполев».
Компания Intertechnique
поставляет системы циркуляции топлива:
бортовые системы подачи топлива,
оборудование для систем подачи топлива,
гидравлических и пневматических систем,
системы оборудования для заправки на земле,
системы оборудования для дозаправки в
воздухе. Кроме того, эта компания
специализируется на хранении,
регулировании, подаче кислорода и на
оборудовании кислородными приборами.
Кислородные маски быстрого применения,
системы обеспечения кислородом служат для
защиты экипажа и пассажиров. Большим
спросом пользуются системы управления
воздухом, расчетные устройства наблюдения
и контроля (гидравлические системы,
электрические реле, подогрев стекол и др.)
Компания Thales
Aes (Avionics
Electrical Systems),
специализирующаяся на производстве
электрогенерации, имеет солидный опыт
предыдущей работы с российскими
самолетостроительными фирмами «Сухой», «Миль»,
«Камов», «Яковлев», а также с «Аэросилой».
Руководство Thales
стремится все более активнее работать на
российском рынке.
В концерн Zodiac
входит группа компаний, занимающихся
различными видами high-tech.
Бизнес Zodiac
базируется на точном выборе динамично
развивающихся рынков в основных четырех
сегментах, которые приносят концерну 73% от
мировых продаж. Концерн разрабатывает и
производит аэронавигационные системы и
оборудование для жизнеобеспечения
пассажиров и пилотов во время полета,
топливозаправочные, кислородные и
гидравлические системы. Zodiac
также специализируется на производстве
оборудования для салонов и кабин пилотов:
пассажирские кресла, кресла пилотов и
многое другое.
Дочерняя компания, входящая в Zodiac,
- Aerazur
разрабатывает и производит
противообледенительные системы, топливные
системы для вертолетов, ракет, беспилотных
аппаратов, самолетов и т.д., а также широкую
гамму продукции для топливных и водяных
систем.