ВВС
РОССИИ В 2003 ГОДУ
«Президент
не мог сказать неправду», -
прокомментировал ситуацию Владимир
Михайлов, добавив, что ВВС продолжают
испытывать дефицит финансовых средств.
Сегодня ВВС - это объединенный вид ВВС и ПВО
(с 2003 г. в составе ВВС имеется еще и
Армейская Авиация - прим. редакции). Раньше,
до объединения, 15-16% от общих расходов
военного бюджета страны шли на ВВС, и еще
столько же - ПВО. То есть их доля в бюджете
составляла 30% и более. После объединения,
однако, доля ВВС осталась на 15%. «Поэтому
приходится выкручиваться, как-то выходить
из положения. Будем компенсировать
недостаток финансирования лучшей
организацией труда, а также за счет
внештатной техники», - сказал главком.
Обеспечить
решение стоящих перед ВВС задач возможно за
счет концентрации имеющихся ресурсов на
важнейших направлениях. В области НИОКР «из
многих направлений надо выбрать главное...
сосредоточиться на тех, где можно быстро
получить результат». В практике же прошлых
лет «НИОКРы длились 10 лет и более». Отвечая
на критику за прекращение финансирования
ряда таких программ, Михайлов сказал, что «действовать
растопыренными пальцами» нельзя, иначе «все
работы будут загублены». За примером
главком обратился к фронтовой авиации,
назвав «величайшей глупостью» проведение
одновременно семи направлений
модернизации Су-27. «Когда было семь
направлений, были промахи и провалы», --
сказал он. В 2004 г. руководство ВВС намерено
сосредоточить внимание на ограниченном
числе программ, с целью доведения их до
завершения в условиях ограниченного
финансирования. По Су-27 усилия
сконцентрированы на двух темах: Су-27СМ и Су-27ИБ
(Су-34).
«Мы
выбираем одно направление, которое нас
устраивает, и по нему работаем. Своим
волевым распоряжением я отдал пять Су-27 на
КнААПО, и сейчас передаю еще 20, затем
последует следующая партия. В 2004 г.
модернизированными самолетами будет
полностью оснащен один полк», -- сказал
Михайлов. Сначала модернизированные
самолеты поступят в центр ВВС в г. Липецк, «чтобы
на нем полетали летчики-исследователи и
летчики-методисты, отработали методики для
летчиков строевых частей».
Первые
пять Су-27СМ перелетели из Комсомольска-на-Амуре
в Липецк в последние дни уходящего года.
Самолеты, сделанные 15 лет назад, прошли
модернизацию на КнААПО, получив усиленный
центроплан и новый комплекс авионики. В
итоге ВВС получили «практические новые»
самолеты с большим ресурсом, «а цена
вопроса -- не сопоставима со стоимостью
нового самолета». В Су-27СМ вкладывается все
новое и современное, достигнутое при
разработке новейших многоцелевых
истребителей Су-30МКИ и Су-30МКК,
поставляемых на экспорт в Индию и Китай. В
отличие от базового Су-27, вариант «СМ» может
применять высокоточное оружие не только по
воздушным, но и наземным целям.
«Су-27СМ
не уступит никакому иностранному образцу
серийной авиатехники. Аэродинамика Су-27
остается великолепной, и мы в нее не лезли.
Не хватало возможностей БРЭО. Над БРЭО мы
поработали, собрали все лучшее на эту
машину. Су-27СМ вобрал в себя все новое, в
первую очередь по навигации, где достигнута
исключительная точность. А если самолет
точно вышел на цель, то и средства поражения
будет применены тоже точно».
«Летчики
в восторге от этой машины», -- продолжает
Михайлов, -- «вот пример сосредоточения
денег: вопрос практически решен. Да, может
быть есть какие-то недоработки, но я уверен,
их можно быстро устранить. Главный итог -- мы
выстроили определенную систему (в области
разработки, закупки и модернизации
авиатехники) и она заработала».
Су-27СМ
«совсем немного» не дотягивает до пятого
поколения -- у него повышенная заметность и
нет тех образцов вооружения, которые должны
быть на самолетах следующего поколения.
Вообще, считает главком, деление боевых
самолетов на четвертое и пятое поколения --
«искусственная градация», коль скоро
летательные аппараты, разработанные
десятки лет назад, можно в процессе
модернизации оснастить новейшей авионикой
и вооружением. Вместе с тем, «оборотов по
разработке самолета пятого поколения не
убираем -- как шли по программе, так и идем»,
-- говорит он.
Основной
чертой нового подхода руководства ВВС к
НИОКР -- большее доверие генеральному
конструктору фирмы, на которой разработан
тот или иной летательный аппарат, при
проведении работ по его модернизации. «Моя
задача -- получить технику, удовлетворяющую
требованиям, а его -- обеспечить
соответствие нашим требованиям. По Су-27 мы
этого добились. Сейчас добиваемся по Су-27ИБ»,
-- сказал Михайлов. В конце прошлого года
восьмой Су-27ИБ выкатили из сборочного цеха
авиазавода в Новосибирске (НАПО) под новые
требования ВВС, которые, в основном,
касались комплекса авионики и ее
унификации с Су-27СМ. В конце декабря
доработанная машина совершила первый полет.
Последующие самолеты будут сделаны в новом
облике, а недостатки, обнаруженные в ходе
летных испытаний «восьмерки», будут
устраняться по ходу производства. ВВС
планируют передать НАПО машины с
порядковыми номерами «6» и «7» для доработки
в серийный облик. Эти машины станут первыми
серийными в ВВС. Потенциала Су-27ИБ, который
теперь окончательно переименован в Су-34,
хватит еще 25-30 лет.
Система
приоритетов предполагает, что какие-то темы
будут лучше финансироваться за счет других.
В число последних попал штурмовик Су-25. «Модернизация
получилась достаточно дорогой. Мы оснастим
один полк и на этом остановимся. Уже надо
думать о новом самолете». Пока же Су-25 «способны
и решают задачи, которые стоят перед
штурмовой авиацией». Прежнее руководство
ВВС рассматривало вопрос использования УТС
L-39, после
соответствующей модернизации, в
качестве легкого ударного самолета. Сейчас
от этой идеи решено отказаться. Вместо
этого сверхштатные L-39, как и
МиГ-27, считаются «подходящими»
для переоборудования в беспилотные ударные
ЛА. «Есть опыт «Бурана», на котором
применялась автоматическая система
управления полетом. Сейчас имеется
возможность существенно снизить массу и
габариты соответствующей аппаратуры, до
необходимых размеров для установки на «бывший
летающий самолет». Подвеска вооружения --
тоже решаемый вопрос», -- считает Михайлов.
В
последние несколько лет нагрузка на
экипажи стратегических бомбардировщиков
возрастает. В 2003 г. прошли крупные учения
Дальней Авиации в Индийском Океане, а в 2004 г.
планируется «выход в Атлантику». В целом же,
начиная с 1991 г., налет самолетов Дальней
Авиации был минимален, часть
бомбардировщиков вывели в резерв.
Проблемный вопрос -- двигатели. Считается,
что их не нужно подвергать модернизации, а
сосредоточить внимание и средства следует
на авионике, высокоточных системах
навигации и оружия. Созданы бригады из
специалистов НИИ Минобороны и
промышленности, которые, после тщательной
проверки состояния каждого отдельного
двигателя, продлевают календарные их
эксплуатации сроки без ремонта.
Модернизированные Ту-160 могут использовать
не только ракеты, как ранее, но и бомбы. Как и
на Ту-95, на этих самолетах устаревшее
оборудование заменяется новым, которое при
меньших весах и габаритах решает большее
число задач.
Прошедший
год был первым, когда в составе ВВС России
присутствовала Армейская Авиация. «Мы
взяли Армейскую Авиацию в плачевном
состоянии. Это и была одна из причин
передачи ее нам. Весь летный состав
Армейской Авиации по-доброму это принял,
даже обрадовался»,
-- говорит
главком. Переход из Сухопутных Сил в ВВС
отразился на исправности парка вертолетов:
в частях, где соответствующий коэффициент
был 7-8%, сейчас он увеличился до 40%. Подходы к
модернизации вертолетов -- такие же, как в
случае Су-27. Число программ модернизации
ударного Ми-24 сокращено, финансовые ресурсы
сосредоточены на выбранных направлениях. В
конце 2003 г. первые вертолеты,
модернизированные в Ми-24ПН, поступили с «Роствертола»
в военную часть в г. Торжок. Они будут
использоваться для подготовки методик для
строевых летчиков. В 2004 г. планируется
оснастить такими вертолетами полк,
действующий в составе армейской
группировки на Северном Кавказе. «В том
регионе обстановка остается достаточно
напряженной... Для операций [в Чечне] техники хватает, ее
там даже больше, чем нужно. Коэффициент
исправности -- высокий. Все задачи, а их, к
счастью, становится все меньше, мы решаем»,
-- утверждает главком.
Из
новой техники особое внимание уделяется Ми-28Н,
который станет основным ударным вертолетом.
Летные испытания первой серийной машины
планируется начать весной этого года. В
производстве на «Роствертоле» находятся
три машины. В рамках программы испытаний им
предстоит выполнить 600 полетов. Вертолеты
Ка-52 поступят в специальные подразделения,
где будут использоваться в основном для
ведения разведки.
После
реформ в ВС России в структуре ВВС
появились войска ПВО. Главком считает, что,
в целом, ситуация по ПВО «неплохая». За
последние два года проведены все плановые
испытания, а промышленность выполнила
программы государственного заказа в
запланированных объемах. Количество учений
с боевой стрельбой «увеличено практически
в два раза». Критику руководства ВВС за
вывод из строя старых систем С-125 и С-200
Михайлов считает необоснованной -- на
вооружении остаются более совершенные
системы, такие как С-300, которые
обеспечивают решение задач, поставленных
перед силами ПВО. Ведется работа по
оснащению систем С-300 ракетой с увеличенной
дальностью стрельбы, а также над комплексом
следующего поколения С-400. «По С-400 было
серьезное отставание, но сейчас мы
подтянулись и входим в график», -- сказал
главком. Возможно, уже в новом году один
дивизион будет оснащен новым комплексом.
Неплохо зарекомендовала себя на испытаниях
ракетно-пушечная система «Панцирь»,
предназначенная для уничтожения воздушных
целей на малой и средней дальности. Она
также поступит в части.
Среди
трудностей Михайлов назвал организацию
ремонта ракет, о которой «поздно подумали».
Сейчас работы по данному направлению
ускорены. Создаются лаборатории на базе
автомобилей, которые можно быстро
перебросить в заданный район на
транспортном самолете. Оборудование
лабораторий позволяют проводить
тестирование блоков ракет и, при
необходимости, их ремонт или замену.
В
январе 2004 г. руководству Минобороны
представлена концепция воздушно-космической
обороны (ВКО), на разработку которой ушло
более полугода.
Владимир
Карнозов