Каждая катастрофа летательного аппарата всегда
отдается горестным эхом не только родным и близким, сослуживцам и друзям погибших. Особенно тяжело
приходится, когда воздушный корабль пропал без вести - не возвратился из полета на свой ародром или не
прибыл в пункт назначения - и надежд на сохранение жизни находившихся на его борту уже не остается. Такое
случается при полете над тайгой, пустыней, горами. Но чаще всего - над морем.
Одним из первых случаев бесследного исчезновения самолета над морем стал прервавшийся в районе между
Норвегией и Шпицбергеном полет великого полярного исследователя Р.Амундсена, который в июне 1928 года на
летающей лодке "Латам" отправился на поиски экспедиции У.Нобиле.
В истории отечественной авиации предвоенного периода наиболее памятным из таких печальных событий
явилось исчезновение экипажа самолета Н-209 под командованием Героя Советского Союза С. Леваневского,
талантливого пилота, прославившегося в челюскинской эпопее. После благополучных перелетов в США В.Чкалова
и М.Громова он направился туда в августе 1937 года по иному маршруту, но уже не только для установления рекорда,
а и с коммерческой целью - с товарным грузом на борту. К сожалению четырехмоторный Н-209 до конечного пункта
маршрута не долетел... Многомесячные поиски в Северном Ледовитом океане, на побережьях Таймыра, Чукотки и
Аляски не дали никаких результатов, хотя неподтвердившихся сведений об обнаружении остатков самолета, его
груза или следов передвижения экипажа было немало...
В годы второй мировой войны сотни экипажей боевых самолетов всех воюющих стран не вернулись на свои
береговые базы и авианосцы. Большая часть этих потерь обусловлена огневым воздействием противника,
например, гибель лучшего летчика-истребителя авиации ВМФ дважды Героя Советского Союза подполковника
Бориса Сафонова, сбившего в своем последнем бою над Баренцовым морем три самолета противника. А вот причина
невозвращения из очередного разведывательного полета над Средиземным морем летчика французских ВВС,
знаменитого писателя Антуана де Сент-Экзюпери точно не известна - "поймал" ли его случайный немецкий
истребитель, отказала ли техника или, как говорят сейчас, сработал человеческий фактор - однозначных данных
нет. Нет и точных координат места гибели автора "Маленького принца", хотя его соотечественники
затратили немало сил и средств на выяснение этого, в том числе и на подводные поиски остатков самолета.
Россиян, безусловно, волнует судьба своих соотечественников авиаторов, принятых навечно морской пучиной.
Таких эпизодов и в послевоенные годы накопилось немало. Сейчас ушло в прошлое замалчивание трагических
событий отечественной истории, и можно вспомнить, при каких обстоятельствах отдали жизнь десятки
российских летчиков, выполнявших присягу и приказ. Полеты над морем традиционно проводили экипажи военно-транспортной,
дальней и авиации ВМФ. Первые - при до |