[НАЗАД]

 

Программа JSF: история, цели, достижения, перспективы
(Окончание. Начало в N2 2002 г.)

Руководство программой осуществляет Директорат, структура которого представлена на рис. 1

.

Программа разделена на две основные фазы:

Календарный план работ по программе представлен на рис.2. Первые поставки самолетов в вариантах CTOL и STOVL планируются в 2008г.

В программе JSF, начиная с фазы демонстрации концепции (CDP), принимают участие зарубежные страны. Определено четыре уровня  участия зарубежных партнеров на основе двусторонних межправительственных соглашений:

Программа зарубежного участия в программе на фазе CDP представлена в табл. 3.

страна

статус

Соглашение*

Вклад зарубежного

участника, млн.$

Вклад США,

Млн. $

Дата

вступления

Великобритания

FCP

MoU

200

-

12.95

Нидерланды

AP

MoA

10

10

04.97

Норвегия

AP

MoU

10

10

04.97

Дания

AP

MoU

10

10

09.97

Канада

IP

MoU

10

50

01.98

Италия

IP

MoA

10

-

12.98

Сингапур

FMS MP

LOA

3.6

-

03.99

Турция

FMS MP

LOA

6.2

-

01.99

Израиль

FMS MP

LOA

0.75

-

09.99

В конце 2000 года в результате переговоров с различными странами были выработаны принципы участия иностранных государств в EMD фазе программы, в соответствии с которыми определены четыре уровня участия зарубежных партнеров в EMD фазе:

17 Января 2001 года США и Англия подписали меморандум о намерениях, в котором закреплено обязательство английского правительства выделить $2 млрд. на поддержку EMD части проекта JSF.

Финансовые подробности не разглашаются, но по некоторым оценкам, участие в программе потребует от правительства каждой страны от $250млн. до $1,25 млрд. в течение 11 лет. В апреле 2000 г. было объявлено, что МО США предлагает Австралии и Бельгии стать партнерами в разработке JSF. Обе страны отклонили предложения.

В качестве возможных иностранных покупателей самолета рассматриваются Турция, Израиль, Сингапур. Объем экспортного рынка JSF оценивается в 3000 самолетов.

Одной из важнейших целей, поставленных в программеJSF, является создание интегрированной информационной управляющей системы поддержки жизненного цикла самолета. Эта система должна быть мультиорганизационной, мультизадачной, мультисервисной и мультинациональной. Она должна иметь открытую архитектуру, которую можно модернизировать с течением времени, не меняя полностью ее логистику и программное обеспечение. Эта система должна функционировать при минимальном ручном вмешательстве, предоставляя лишь информацию необходимую для принятия решений “нужным специалистам, в нужном месте в нужное время” (рис.6). Структура бортовой части интегрированной информационной системы представлена на рис.7.

Авионика JSF интегрирована в ее бортовую часть и позволяет получать данные, как от сенсоров самолета, так и от других источников на поле боя (другие самолеты, спутники, наземные источники). В состав бортовой системы сенсоров входят:

Основу вооружения самолета должны составить системы высокоточного оружия JDAM и LOCAAS. Система JDAM превращает уже существующие бомбы Mk-83-1000, Mk-84-2000, BLU-109-2000, BLU-110-1000 в применимое при любых погодных условиях высокоточное оружие, в котором используются инерциальная и GPS системы наведения. Данные о цели автоматически загружаются в систему наведения бомбы с началом выполнения полетного задания непосредственно из компьютера самолета. При достижении рубежа применения (порядка 30 км от цели), бомба автоматически сбрасывается. Дальнейшее наведение на цель осуществляется системой наведения бомбы за счет специальных аэродинамических поверхностей. При этом достигается точность попадания с вероятностным круговым отклонением (КВО) 13 м при использовании совместно инерциальной и GPS систем наведения и 30 м КВО при работе только инерциальной системы. Система может применяться в широком диапазоне высот и в процессе выполнения самолетом различных маневров. В дальнейшем планируется довести КВО до 3 м при использовании системы DAMASK (Direct Attack Munitions Affordable Seeker).

LOCAAS представляет собой малую бомбовую систему с собственным турбореактивным двигателем и низкой стоимостью (~33000$). Предназначена для поиска, идентификации и уничтожения подвижных наземных целей. Имеет GPS и инерциальное курсовое наведение, твердотельную головку поиска целей (LADAR), автономную систему сопровождения цели и боевые части различного назначения. Полетное задание программируется. Система имеет следующие характеристики:

Система может быть применена на дальностях 100-150 км, при этом область поиска целей составляет 100-45 кв. км.

Другими важнейшими функциями интегрированной информационной управляющей системы являются:

Для информационной системы управления состоянием самолета, уже написано свыше 15 млн. строк программного кода, 6 млн. из которых - для бортовых систем самолета и 9 млн. - для наземного оборудования.

С программой JSF связаны разработка и реализация ряда научно-технических программ, в частности:



Hosted by uCoz