ПРОИСШЕСТВИЯ В КОСМОСЕ
Иван Баранецкий, кандидат технических наук, старший научный сотрудник
(Продолжение. Начало в № 6 2002 г.).
В предыдущем номере были рассмотрены нештатные ситуации, возникшие во время космических полетов Юрия Гагарина и Германа Титова. Развивая эту тему, мы будем освещать не только происшествия, но и вопросы безопасности, малоизвестные, представляющие интерес для читателя события, связанные с космическими полетами и подготовкой к ним. Вслед за полетами Гагарина и Титова состоялись два групповых полета: Андрияна Николаева и Павла Поповича, Валерия Быковского и Валентины Терешковой. О них и пойдет речь в этой статье.
Вопрос безопасности тогда стоял очень остро и проявлялся во всем, даже в “мелочах”. “Очень важно вернуться на Землю не только живым, но и не инвалидом”, – эта фраза была не только в голове, но на языке у многих.
… Невесомость - основной “враг” космонавтов в полете. Вредного воздействия этого фактора на организм человека не избежать никому. К нему можно только приспособиться, ослабить его воздействие с помощью специальных тренировок по выработке вестибулярной устойчивости организма к невесомости на Земле. Тошнота – естественный синдром неблагоприятного воздействия невесомости. Ее в различной степени испытывали и испытывают практически все космонавты и астронавты. Это естественное состояние организма считалось тогда запретным для широкой огласки. О нем стыдливо умалчивали, дабы не “уронить” честь “мундира”. Космонавт, почувствовавший небольшой приступ тошноты обязан был немедленно сообщить на Землю: “Наблюдаю грозу”…”Гроза” – это условный код, означающий рвоту. И такие сообщения от космонавтов поступали.
Полет Николаева и Поповича происходил без особых инцидентов. Но ни один космический полет не обходится без отклонений от штатного функционирования. Такие отклонения были и в полете Николаева: из-за неудачной ориентации корабля не состоялось наблюдение за стартом Поповича, плохая радиосвязь с Землей, понижение температуры в корабле до 130 С (нормальная – 24-260 С) и др. Аналогичная ситуация с температурой, а также понижение влажности имели место в корабле Поповича. Воздействие внешних неблагоприятных факторов на систему “корабль-космонавт-среда” тоже проявилось уже в этом групповом полете. Наиболее опасное их них – радиация: галактическое космическое излучение, радиационные пояса Земли, солнечные вспышки, искусственная радиация и т.д. К большому везению, искусственная радиация (ядерный взрыв США в космосе) появилась до полета, а вспышка на Солнце зафиксирована 17 августа 1962 г., т.е. через два дня после посадки Николаева и Поповича. К счастью, все эти ситуации не оказали существенного негативного влияния на полеты в целом и на состояние космонавтов.
Полет Валерия Быковского на корабле “Восток-5” и Валентины Терешковой на корабле “Восток-6”. 40-летие этих полетов будет отмечаться 19 июня 2003 г. (день посадки обоих кораблей). Старт Быковского – 14 июня, Терешковой – 16 июня. Конкретная подготовка к первому женскому полету началась в начале января 1963 г. Полет намечался на март-апрель. Тогда еще не было решено, будет ли это одиночный или групповой полет. Обдумывалось предложение послать в полет два корабля с женщинами на борту. В женском отряде, кроме Валентины Терешковой, были Ирина Соловьева, Валентина Пономарева, Жанна Еркина и Татьяна Кузнецова. О женском отряде вспоминает Николай Каманин: “Наиболее подготовленными и первыми кандидатами на полет были Терешкова и Пономарева. Впечатления от Терешковой у всех очень хорошие: образец в поведении и воспитанности”.
Уже на этапе подготовки к этому полету было много неурядиц у специалистов ОКБ, разрабатывавших скафандры, кресла, ассенизационно-санитарные устройства и другое оборудование (главный конструктор С.М. Алексеев).
Все “беды” смешанного полета начались с непогоды. В первых числах июня почти неделю держалась сплошная облачность, при этом дули сильные ветры с порывами более 15-20 м/с. При таком ветре, как правило, старт отменяется. Вслед за этим 6 июня была отложена вывозка на старт ракеты с “Востоком-5” из-за отказа системы КРЛ (командные радиолинии). При подготовке этого пуска было очень много отказов техники: систем управления, связи и командных линий, а также других систем и приборов. Эти отказы подрывали уверенность в безукоризненности подготовки техники. Из-за отказа КРЛ пуск был задержан на 3-4 дня.
Полет Быковского - пожалуй, первый космический полет, в котором было много различных неприятностей и даже курьезов. Вслед за задержкой пуска из-за отказа КРЛ очередной перенос даты старта был вызван серией вспышек на Солнце. Однако на этом инциденты не закончились. Во время предстартовой подготовки обнаружилась первая крупная неприятность: отказали оба УКВ-передатчика. После короткого совещания руководителей пуска во главе с Королевым решили лететь без УКВ-связи. Очередная крупная неприятность возникла за 40 минут до старта и была связана с системой катапультирования. Перед закрытием люка корабля наш лучший специалист по скафандру В.И. Сверщек должен был вытащить фалу с предохранительной чекой из кресла и тем самым изготовить его к катапультированию. Сверщек потянул за фалу, но она не вытягивалась. Тогда он принял дикое решение - ножом обрезал фалу и тем самым создал обстановку, почти наверняка исключающую нормальное катапультирование. Это привело к очередному переносу старта на 30 минут.
И это не последняя неприятность на старте. В состоянии 5-минутной готовности обнаружилось, что на пульте управления не горит табло, подтверждающее готовность 3-й ступени ракеты. Но на этот раз, по настоянию Королева, председателя Госкомиссии Тюлина и ряда других руководителей, было принято решение время старта не переносить.
Полет Быковского был богат не только на неприятности, но и на курьезы. 18 июня один из наземных пунктов в Хабаровске принял от “Ястреба” тревожное сообщение о том, что на борту был космический стук. Королев поручил разобраться с этим донесением Каманину. Выяснилось, что имелся в виду не стук, а стул. Земля, расслабившись после тревоги, поздравила Быковского с “мировым рекордом” (он первым из людей сделал это в космосе).
В отличие от полета “Ястреба”, полет Терешковой (“Чайки”) происходил без инцидентов. Он был подготовлен и прошел отлично. Все, кто видел Терешкову во время подготовки, старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили: “Она провела старт лучше Поповича и Николаева”. Королев и другие члены Госкомиссии были удовлетворены результатами ее пилотирования.